Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

климент смолятич

Энциклопедический словарь

Климе́нт Смоля́тич (? - после 1164), митрополит Киевский в 1147-59 (в 1155-58 был изгнан из Киева), древнерусский писатель. Широко образованный мыслитель. Отстаивал независимость русской церкви от Византии.

* * *

КЛИМЕНТ Смолятич - КЛИМЕ́НТ Смолятич (конец 11 в. - не ранее 1164), древнерусский писатель, киевский митрополит (1147-1155). По происхождению из Смоленской земли. Схимник Зарубского монастыря, располагавшегося, как считается, недалеко от Киева для защиты переправы через Днепр от половцев. С 1147 - киевский митрополит, избранный Собором епископов по инициативе Изяслава Мстиславича, который проводил политику обособления русской церкви от Византии. Климент стал вторым после Илариона (см. ИЛАРИОН (митрополит)) киевским митрополитом русского происхождения, несмотря на противодействие некоторых видных епископов (Нифонта, Мануила Смоленского и некоторых др.), считавших необходимой при избрании митрополита обязательную санкцию константинопольского патриархата.

В Ипатьевской летописи под 1147 Климент назван «книжником и философом». Исходя из свидетельств его современников, мы можем судить, что Климент был автором большого количества сочинений, однако до нас дошли только «Послание, написанное Климентом, митрополитом русским, Фоме пресвитеру, истолкованное монахом Афанасием» и поучение «В субботу сыропустную», приписываемое Клименту.

«Послание Климента Фоме» (текст известен в рукописи 15 в.) состоит из двух частей. В первой части автор отводит обвинения в тщеславии и увлечении древнегреческой философией, выдвинутые против него священником Фомой. Вторая часть представляет собой обширную компиляцию из отрывков толкований Феодорита Кирского (см. ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ), Никиты Ираклийского, а также извлечений из «Шестоднева» Иоанна экзарха Болгарского и «Диалектики» Иоанна Дамаскина (см. ИОАНН ДАМАСКИН). Этот подбор источников указывает, что спор между Климентом и Фомой велся о допустимых пропорциях между богословием и философией в рамках христианской мысли. Судя по всему, Климент являлся приверженцем традиции александрийско-каппадокийской школы богословия, которая максимально соединяла христианскую догматику с идеями древнегреческих философов. Это, вероятно, и объясняет то, что в летописи он назван «философом». В то же время его оппонент Фома, как следует из текста, принадлежал к той христианской традиции, которая чрезвычайно отрицательно относилась к языческой мудрости, основываясь на буквальном анализе Библии. Именно поэтому в своем «Послании» Климент активно отстаивает право толковать Библию не буквально, но аллегорически, иносказательно, что было основным методом анализа в александрийско-каппадокийской школе.

После смерти в 1154 Изяслава Мстиславича Климент лишился политической поддержки. В 1155, после того как князем становится Юрий Долгорукий (см. ЮРИЙ Долгорукий), считавший необходимым назначение церковных иерархов из Константинополя, Смолятич оставляет престол митрополита. О его дальнейшей жизни достоверно ничего не известно. Как считается, он был изгнан во Владимир-Волынский вместе с детьми Изяслава Мстиславича. Умер не ранее 1164.

Большой энциклопедический словарь

КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ (? - после 1164) - киевский митрополит в 1147-54, древнерусский писатель. Широко образованный мыслитель. Боролся за независимость русской церкви от Византии.

Гуманитарный словарь

КЛИ́МЕНТ СМОЛЯ́ТИЧ (? - после 1164) - митр. По происхождению рус., скорее всего родом из Смоленска. Постригся в схиму. В 1147 по предложению вел. кн. Киевского Изяслава Мстиславича был избр. на митрополию собором еп. В междоусоб. войне поддерживал Изяслава, из-за чего в 1149 после занятия Киева Юрием Долгоруким был изгнан из города В 1151 вернулся в Киев вместе с Изяславом, а после его смерти вновь ушел. В 1155 Константинополь по просьбе Юрия Долгорукого поставил митрополитом Киевским Константина, но К. С., ушедший во Владимир-Волынский к Мстиславу Изяславичу, не признавал законности это поставления. Последний раз был на митрополии в 1158, когда Киев принадлежал сыну Изяслава, Мстиславу. После смерти Юрия по соглашению между Мстиславом Изяславичем и его дядей Ростиславом Смоленским, ставшим князем Киевским, оба митр. были низложены, а на их место прислан митр. Федор из Константинополя. После его смерти Ростислав в 1163 попробовал вернуть К. С., но безуспешно: Константинополем был поставлен др. митр. Сложные отношения в митрополии в 1147-63 нашли свое отражение в "Вопрошании" Кирика. К. С. достоверно принадлежит "Послание Фоме презвитеру", адресован. в Смоленск. "Послание" свидетельствует о высокой образованности К. С, вероятно, знавшего греч. яз. Предположительно К. С. приписывается также поучение "В субботу сыропустную память творим св. отецъ".

Изд. и лит.: Никольский И. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича. СПб., 1892; Гранстрем Е. Э. Почему митрополита Климента Смолятича называли "философом" // Тр. Отд. др.-рус. лит. 1970. Т. 25.

Полезные сервисы